Я здоровым быть хочу

Актуальность

Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна давать ощутимые результаты. Дошкольный  возраст самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением  методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Детей, начиная с раннего дошкольного возраста необходимо приучать соблюдать элементарные культурно-гигиенические навыки, формировать привычку заботиться о своем здоровье.

Одним из важнейших направлений в работе педагогов по улучшению состояния здоровья детей является формирование ценностных установок к своему здоровью, заботы и потребности в ЗОЖ. По мнению Н.А.Ноткиной, М.М.Антроповой и С.В Поповой, в понятие «ЗОЖ» входит воспитание у детей основ двигательной культуры, привычки к рациональному питанию, закаливанию, соблюдению гигиенических норм, отказ от вредных привычек, выработка потребности в получении положительных эмоций.   И это особенно  проявляется в  адаптационный период, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, потому что  у детей еще  не сформированы основы здорового образы жизни, культурно – гигиенические навыки и навыки самообслуживания, а родители недостаточно уделяют внимание физическому здоровью детей. Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны несформированность у детей  начальных представлений о ЗОЖ  и с другой – отсутствие знаний родителей по воспитанию у детей здорового образа жизни   привело  к выбору темы проекта «Я здоровым быть хочу»

Главное направление проекта – укрепление здоровья детей раннего возраста и  воспитания у него потребности  в ЗОЖ и обогащение опыта родителей в вопросах по здоровью детей.

Цель: Формирование начальных представлений о ЗОЖ детей раннего дошкольного возраста.

Задачи:

1.Дать первоначальные простейшие представления о ЗОЖ.

2.Формировать первоначальные представления о себе, как отдельном человеке.

3.Воспитывать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать   культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания;

4.Повысить  грамотность  родителей по вопросам укрепления здоровье детей.

Ожидаемые результаты:

  1. Ребенок имеет первичные представления о себе как о человеке, знает названия основных частей тела, их функции; знает свое имя, свой пол, имена членов своей семьи.
  2. Владеет соответствующими возрасту основными движениями; принимает участие в подвижных, сюжетных играх с простым содержанием.
  3. Самостоятельно или при небольшой помощи взрослого выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры; владеет доступными возрасту навыками самообслуживания.
  4. Интерес родителей к вопросам воспитания здорового ребенка и мотивации здорового образа жизни человека.

Проект представлен следующими блоками:

I Блок «Я – человек»

Цель: Формировать представление о себе как отдельном человеке; рассказать о способах защиты о себе; показать модели социального поведения.

II Блок «Я осваиваю гигиену и этикет»

Цель: Рассказать о правилах поведения за столом; познакомить с предметами и действиями, связанными с выполнением гигиенических процессов: умывание, уход за телом, внешним видом, чистотой жилища.

III Блок «Я росту здоровым»

Цель: Формировать у детей представление о необходимости заботы о своем здоровье, правильного питания, двигательной активности.

Принципы работы:

  1. Принцип демократизма в общении взрослого и ребенка.
  2. Принцип поощрения достижений ребенка.
  3. Принцип безусловного принятия ребенка со стороны воспитателя.
  4. Принцип последовательности и систематичности: постепенная подача материала от простого к сложному, частое повторение усвоенных правил.
  5. Принцип динамичности: интеграция проекта в разные виды деятельности.

Участники проекта: Дети раннего возраста, воспитатели, родители МБДОУ  детский сад № 11 «Малышок»

Сроки реализации проекта: Учебный год ( сентябрь – май )

Методы и приемы:

  1. Чтение художественной литературы, потешек в режимные моменты, беседы.
  2. Рассматривание фотографий, иллюстраций и картин о здоровом образе жизни.
  3. Игровые ситуации, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, показ кукольного театра.
  4. Просмотр видео – фильмов.

Формы работы:

  1. Комплекс утренней гимнастики в игровой форме.
  2. Физкультурные занятия в сюжетной форме с включением подвижных игр.
  3. Музыкально-ритмичные упражнения.
  4. Индивидуальная работа с детьми в свободное от занятий время.
  5. Стимулирование самостоятельной деятельности (использование атрибутов, шапочек-масок и др.).
  6. Взаимодействие с родителями (беседы, консультации).

Материалы, необходимые для реализации проекта:

  1. Подборка книг с иллюстрациями.
  2. Игрушки, шапочки-маски, атрибуты для разнообразных подвижных игр и игровых упражнений.
  3. В спортивном уголке мячи разных размеров, обручи, кольцебросы, султанчики, мешочки с песком.
  4. Картинки с изображением кукол в полный рост.
  5. Подборка потешек.
  6. Подбор дидактических игр.
  7. Игрушки-дергунчики.

Риски:

Непостоянный состав детей, связанный с периодом адаптации.

Пути преодоления:

Индивидуальная работа с отсутствующими детьми. Изготовления памяток и информационных листов для родителей, чьи дети отсутствовали.

Риски:

Слабая заинтересованность детей и родителей.

Пути преодоления:

Совместные мероприятия с детьми и родителями. Информирование родителей с помощью информационных стендов.

Тематическое планирование

I Блок «Я – человек»

Задачи

– рассматривание плаката «Человек»

– рассматривание кукол «мальчик» и «девочка»

– д/и «Собери куклу»

– сюжетно-ролевая игра «День рождения Маши и Пети»

– рассматривание фотоальбома «Это я, это я, это вся моя семья»

– чтение художественной литературы С.Михалков «Прогулка»

– беседа «Как вести себя в группе»

Укладывание кукол спать под  колыбельные песенки.

– лепка «Угощение для гостей – «Бублики для Мишки и Зайки»

– лепка «Мячики для котят»

– рисование «Витамины в баночке»

-знакомить с элементарными правилами поведения в детском саду.

– с помощью фольклорных и художественных произведений знакомить с правилами безопасного для человека и окружающего мира поведения

– формировать начальные представления о ЗОЖ

II Блок «Я осваиваю гигиену и этикет»

Задачи

– создание и рассматривание фотоальбома «Режимные моменты»

– д/и «Для чего это нужно»

– консультация для родителей «Прививаем ребенку культурно-гигиенические навыки»

– игровая ситуация «Кукла Катя садиться обедать, поможем вымыть ей руки»

– рассматривание картинок «Люди занимаются спортом, умываются, кушают»

– чтение художественной литературы «Мойдодыр», потешек «Водичка, водичка», «Кто умеет чисто мыться», «Кран откройся» и т.д.

– беседа –  чистота – залог здоровья

– беседа «Добрый доктор Айболит»

– познание Тема: «Мыло душистое»

– учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем

– педагогическое сопровождение родителей в вопросах воспитания и обучения детей  по данной теме.

– во время еды учить правильно держать ложку и пользоваться салфеткой.

– формировать навык пользования индивидуальными предметами(носовой платок, салфетка, полотенце, расческой и т.д.)

III Блок «Я расту здоровым»

Задачи

– п/и «Мой веселый звонкий мяч»

-п/и « Поезд»

консультация для родителей «Предупреждение простудных заболеваний», «Физическое развитие ребенка в семье и в ДОУ»

– сюжетно-ролевая игра «Кукла Катя заболела»

– беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»

– рассматривание фотографий и картинок о здоровом образе жизни

– чтение художественной литературы С.Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»

– п/и «Зайка серый умывается»

– музыкально-ритмическое упражнение «Головой мы покиваем»

– физкультурный комплекс «Веселые воробушки»

– п/и на свежем воздухе «Догони мяч», «Делай как я», «Кот и мыши», «Где звенит» и т.д.

– утренняя профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия)

– гимнастика пробуждения, дорожка здоровья, воздушное закаливание, самомассаж

– музотерапия (утренний прием, пробуждение)

– развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием; совершенствовать движения (ходьба, бег, бросание, катание)

– педагогическое сопровождение родителей в вопросах воспитания и обучения детей

– формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью

– формировать у детей интерес и потребность в чтении; приобщении к рассматриванию рисунков в книгах

Формировать умение ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными , свободными движениями рук и ног

– формировать умение сохранять устойчивое положение тела,  правильную осанку.

Результативность   после  реализации проекта

Параметры

Начало проекта

Окончание проекта

Первичные представления о себе как о человеке, знание основных частей тела, их функций

36%

64%

Владение основными движениями, соответствующими возрасту

25%

75%

Выполнение доступных возрасту гигиенических процедур, владение доступными возрасту навыками самообслуживания

18%

73%

Заключительная диагностика позволяет отследить динамику развития детей. Благодаря проведенной работе, ожидаемые результаты подтвердились:

– дети знают о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека: глазки – смотреть, ушки – слышать, ножки – бегать, ходить, прыгать и т.д.;

– знают свою фамилию, пол, имена членов своей семьи;

– владеют соответствующими возрасту движениями (ходьба, бег, бросание, катание);

– проявляют желание играть в подвижные игры с простым содержанием, проявляют  интерес к игровым действиям сверстников и к совместным играм небольшими группами;

– самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания; пользуются индивидуальными предметами (носовой платок, салфетка, полотенце, горшок);

– умеют самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, проявляют навыки опрятности;

– соблюдают правила этикета: здравствуйте, спасибо, до свидания.

Заключение:

С момента поступления детей  в детский сад я строила  свою  работу так, чтобы она  помогала  ребенку быстро и безболезненно адаптироваться и влиться в коллектив группы,  используя при этом   здоровьесберегающую  технологию.  Проводила  работу с родителями.  Я объясняла  им  ( беседы, консультации, Фото – альбомы «Здоровый ребенок – здоровая семья» ) что для формирования, сохранения и укрепления здоровья детей нужно разумное сочетание оздоровительных и образовательных задач, что обеспечит развитие детей не в ущерб здоровью.  Это дало положительные результаты.

У родителей появилось понимание того, что очень важным фактором формирования здорового образа жизни у детей является пример взрослого.   Они  стали больше уделять времени и внимания формированию у детей полезных привычек, стали внимательнее относиться к своему поведению, стараясь избавиться от вредных привычек.

На родительских собраниях,  учила их оценивать здоровье ребенка,  советовала литературу, брошюры.  Оформляла в уголке « Неболейка»  рекомендации, советы.

Владение этой информацией  и сделало  родителей детей раннего возраста контактными, заинтересованными.
Таким образом:  результатом проектной деятельности  « Я здоровым быть хочу»  стало то, что дети не только получили знания о том, как можно  и нужно заботиться о своем здоровье, но и приобрели соответствующие навыки.

У родителей сформировались ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Эффективность проекта была усилена формированием команды ( педагог – дети – родители), что позволило  осуществить цель и  решить задачи проекта. Я  думаю, что этот проект интересен и полезен  воспитателям раннего возраста.

Литература:

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б., «Безопасность».
  2. Веракса Н.В.,Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М,: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2008
  3. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ / Л. В. Гаврючина. – М. «Сфера», 2007
  4. Гуменюк Е.И., Слисенко Н.А. «Будь здоров».
  5. Голицына Н.С., Шумова И.М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей».
  6. Крылова Н.И. «Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения».

Автор публикации

не в сети 1 месяц

Валентина Спорова

Комментарии: 0Публикации: 1Регистрация: 28-02-2020